Зарегистрируйся Напиши, покритикуй, сфотографируй
Танцы на осколках

Танцы на осколках

Я на Арбате. Фото: Виктор Данильченко.

Номинация: Лучший рассказ

Я — уличная танцовщица. Я исполняю цыганские танцы. Я, собственно, цыганка. Я хочу об этом поговорить.

Многие находят закономерным то, что я — уличная танцовщица: «она же цыганка». Цыгане — сильно удивляются. Уличный цыганский танец практически исчез в России, отмер вместе с кочевьем. Разве только в Черкесске, городе, где живёт мой отец, можно порой увидеть босоногую девчонку, бьющую в танце чёрными пятками прямо по асфальту. На неё смотрит мать, сидящая возле расстеленной рогожки: она продаёт крестьянам и огородникам тяпки и грабли, сделанные мужем.

На самом деле, «уличный» в танце означает не место, а манеру. «Уличный» танец — это импровизация, в отличие от бального или сценического. В элементах — проще, в исполнении зачастую сложнее: никто не даст тебе подготовиться, рассчитать пространство и шаги, продумать последовательность движений. Надо реагировать мгновенно: на музыку, на зрителей, на внезапно присоединившегося партнёра из рядов публики, на величину пространства. Большинство «уличных» танцоров никогда не выходили на улицу, разве что — на танцпол летнего кафе.

Я танцую и на улице тоже.

Танец для меня — как ходьба, дыхание, улыбка; для него всегда есть место в жизни, потому что для него всегда есть готовность в моём теле, суставах, мышцах.

Мы стоим с подругой между выходом из метро и железнодорожной платформой. Подруга ест лаваш и запивает его молоком. Я не ем, и потому мне скучно. Я не из тех, кто может просто стоять и смотреть на прохожих; внутри меня вечно сидит маленький чёртик и щекочет, призывая к движению. Я гляжу, как моя подруга ест, и начинаю пританцовывать на месте. Я щёлкаю пальцами и изворачиваю кисти рук, мелко дрожу то плечами, то бёдрами, делаю маленькие шаги, изгибаюсь назад и извиваюсь. Я в джинсах и свитере, а подруга — в блузке и пышной юбке, всё это в оборках. Наверное, прохожие думают: «зачем она дразнит цыганку?» Но подруга заканчивает есть и включает цыганскую мелодию на мобильном телефоне. Вот уже мы щёлкаем пальцами и крутим бёдрами вместе, друг напротив друга. Мы подскакиваем, притоптываем, взмахиваем волосами, она чёрными, а я светло-русыми, и прохожие сворачивают головы. Торговцы, на вид — кавказцы, смотрят, приоткрыв рты; один беззвучно подхлопывает в такт. Мы усиливаем темп, увеличиваем движения. Крещендо! Темп и темперамент танца становятся неистовыми, и вслед за тем мы синхронно его обрываем. Торговцы всё ещё глядят, задержав дыхание; потом шумно вздыхают. Один говорит нам:

— Как красиво танцуете!

Элена, моя подруга, шлёт ему быстрые, как укусы змеи, взгляд и улыбку. Кавказец вздыхает ещё раз.

 

Танцору мало танцевать; он должен быть актёром. Он должен улыбаться, посмеиваться, рыдать или желать. Мне не приходится играть. Как все цыганки, я очень впечатлительная, сама музыка настраивает меня мгновенно. Наверное, впечатлительность цыган, дающая искренность, и есть причина такого успеха цыганского танца в мире.

Обычно «настройка» нужна перед самым первым танцем. Танцорши щекочут друг друга и перешучиваются с музыкантами. Я просто вспоминаю про себя неприличный анекдот: лицо тогда не только весёлое, но и лукавое. Зрителям нравится видеть в тебе плутовку, которая за час до выступления «щипала» чужие карманы или предлагала погадать сентиментальным дамам среднего возраста. Даже если они подозревают, что это не так, то, что ты училась в институте и делаешь веб-журнал о цыганской культуре, никому не придёт в голову. Самая частая фраза, которую слышат цыгане, проговорившиеся о своём образовании или своей этничности:

— Какой же ты цыган?

Каждый из нас про себя проговаривает: «Тебя, гаджё, позабыли спросить», а вслух вежливое:

— Обычный.

Гаджё — это нецыган.

У них как? Или цыганка гадает и просит, сверкая золотыми зубами, а цыган, отбивая чечётку в красной шёлковой рубахе, с рукавами, как птичьи крылья, предлагает прохожим школьникам купить наркотики. Или же «вас, цыган, давно уже нет, как народа; вы слишком стали обыкновенные». Откуда он это знает? Да, мы не шлёпаем картами по школьным партам и не приходим на работу в огромных монисто. Но, когда мы возвращаемся домой, и за спиной закрывается дверь, мы говорим со своими родными и друзьями по-цыгански, мы отмечаем цыганские праздники почти точно так же, как отмечали их в чистом поле или в гостеприимной русской избе наши предки сотню лет назад. Мы выбираем женихов и невест нашим детям, просматривая видео домашних праздников, свадьб, цыганских дискотек, а они, как и прежде, знакомятся за нашей спиной — через цыганский чат, обменявшись телефонами через родственников-сверстников, на концертах и за праздничным столом. Мы закрываем ноги так же, как делали наши прабабушки, только теперь кусками ткани, сшитыми в другие фасоны; мы так же держимся один другого.

 

Я застреваю ночью в клубе, и дома меня ждёт кашляющая дочь. Друзей — никого. Я открываю телефон и звоню по первому же цыганскому номеру, зная, что этот человек любит «потусить» ночью. Я видела его пять или шесть раз, и я говорю в трубку:

— Чтоб ты был счастлив! Мне очень надо домой, и мне не на чем ехать. Я в таком-то клубе.

Он раздумывает, и, наконец, говорит:

— Сиди там, сейчас перезвоню.

Через десять минут он звонит и говорит, когда подойти к метро. Там встречает меня: он сегодня был без машины и попросил знакомого подвезти меня. И мы все едем в сторону моего дома, из Москвы. По пути они с поразительной синхронностью крестятся на церкви. Мы проезжаем огромный портрет Шандора, цыганского певца. На месте его смерти стоит крохотная часовенка. Цыгане иногда останавливаются возле неё и молятся.

Ребята довозят меня и уезжают обратно веселиться. Всё нормально, мы цыгане.

Назавтра, собирая новости для своего журнала, я наткнусь в RSS-ленте на несколько сообщений, стоящих подряд:

одно про то, как цыгане спасли замёрзшего подростка,

другое — о прошедших в России гастролях цыгана - танцора балета,

и ещё три или четыре, одно оригинальное, а другие копии — о том, что цыгане бездушные твари, не имеющие ни культуры, ни выдающихся личностей.

Я поморщусь и внесу в журнал первые два, а потом напишу очередную биографическую статью, о цыганском писателе, чьи книги в пятидесятых и шестидесятых были переведены на двадцать четыре языка. Этот «какой же он цыган» родился и жил в кочевой семье, научился писать в тюрьме и прошёл концлагерь.

 

Когда танцуешь в клубах, почему-то постоянно под ногами оказываются осколки. Неважно, на танцполе ты, у столиков или на сцене. Обязательно найдётся человек, разбивший стакан или бутылку там, где ты потом будешь танцевать. Смотреть под ноги мне не помогает — плохо вижу; часто особо крупные куски стекла выхватывают зрители. Мелкие остаются, и, лихо отплясывая, ты постоянно чувствуешь их босыми ногами. Танцовщица не может остановиться, нагнуться и зашарить по сцене, собирая осколки, как курочка зёрнышки. Она танцует, если только не упала. И я танцую. Если бы я не ходила летом босиком, моя кожа была бы сразу проколота; а так я могу гадать, выдержит или нет. Один раз зритель спросил меня, как я танцую по крошкам стекла. Я села на край сцены и предложила потрогать подошвы ног.

— Мягкие, — сказал он. Я встала, поправила юбку и объяснила:

— Я просто танцую. И всё.

Чуть позже охранник спрашивает меня, как я могу танцевать четыре часа подряд. Что я могу сказать ему сверх того, что сказала зрителю? Просто танцую.

На следующий день я снова смотрю новости. Немного о цыганском криминале — для моего сайта ничего интересного. Пожилой цыган спас несколько детей при крушении поезда. В Екатеринбург приехала цыганская музыкальная группа. В Липецке за год умерло семнадцать цыганских подростков-наркоманов. Ещё три сайта опубликовали старую статью о том, что цыгане делятся на народности по признаку криминальной деятельности и воруют славянских детей. Я морщусь и вставляю на сайт три новости. Потом открываю форму и пишу очередную биографическую статью. Теперь это скрипач и композитор, которому в Венгрии поставили памятник.

В Германии что-то около сотни лет, с тех пор, как перестали клеймить и вешать цыган и даже разрешили им заниматься наёмным трудом и мелкой коммерцией, писали о них изредка, разные познавательные статьи: о том, что цыгане баловались людоедством в Средние Века, неспособны к труду и образованию, развращены с малолетства, разлагают австрийскую армию и формой черепа выдают преступные наклонности. Это было колко и неприятно, как осколки под подошвой ноги; но на самом деле безобидно: статьи не то же, что погромы.

А потом однажды их всех убили.

Во Франции и Британии тоже писали. Но не убили. А в Германии убили.

 

У меня звонит телефон, и голос Сергея Топора, музыканта из Киева, спрашивает:

— Решили пройтись по московским улицам. Пойдёшь с нами танцевать?

Конечно, пойду. Я же уличная танцовщица.

Чтобы проголосовать за автора,
пожалуйста, авторизуйтесь
Просмотров: 5409
Ваши мнения о материалах будут просматриваться жюри перед выбором пятерки лучших работ.
Алла Письменная написал(а) 17.10.2009 11:59 Ответить

Читать было интересно. Но я бы это текст отнесла не столько к литературе, сколько к журналистике, мне он почему-то больше похож на статью.

В тексте просматривается две темы, одна об уличных танцах, другая о цыганах. Первая раскрыта замечательно, потрясает и впечатляет.

А вот со второй темой корявенько получилось. Уже настроились на то, что Вы уличная танцовщица, а потом непонятно откуда появляется Ваш журнал, для которого Вы собираете новости. Если бы Вы добавили пару предложений о том, что к цыганам неправильное отношение у окружающих, Вас это задевает, и Вы хотите это изменить, а для этого делаете какой-то журнал - было бы четче.

Лилит Мазикина написал(а) 17.10.2009 18:52 Ответить

Тема на самом деле одна. Вся жизнь и история цыган - это уличный танец.

валерий афанасьев написал(а) 18.10.2009 09:28 Ответить

рассказ замечательный и даже более. это какое-то чудо. впервые сочетается автопортретизм с фото и прозой. некое универсальное явление, которое не просто показывает мгновение, но и становится срезом всей жизни как срез дерева. удивительные переходы от непосредственно танца к попыткам найти справедливость, одновременно затрагивается проблема этноса в условиях современности. есть какая-то оригинальная эклектичность, указывающая на родственность со сценарным происхождением. возможно, этот снимок и рассказ могли бы послужить основой для кинокартины...

Лилит Мазикина написал(а) 19.10.2009 21:56 Ответить

спасибо

это интересная мысль

Юлия Михалева написал(а) 18.10.2009 10:42 Ответить
Лилит, молодец! Я тоже много пишу о том, какие цыгане талантливые, добрые, яркие, хорошие люди. В каждой нации, безусловно, такие есть! И Вы - молодец, что пиете об этом от своего лица!
Лилит Мазикина написал(а) 19.10.2009 21:58 Ответить

Спасибо. Только я всё же не пишу о том, какие цыгане талантливые, добрые, яркие, хорошие люди - я просто пишу о цыганах, и всё.

Андрей Диченко написал(а) 27.10.2009 02:09 Ответить

"А потом однажды их всех убили." - по-моему как рассказа конец как раз-таки наступил тут

Лилит Мазикина написал(а) 27.10.2009 18:28 Ответить

Так и есть. Всё остальное - послесловие; нижняя планка от рамы для картины.

Марина Чибисова написал(а) 29.10.2009 11:05 Ответить
Хорошо и интересно написано. И, по-моему, обе темы раскрыты и журнал выплывает последовательно из рассказа о том, чем танцовщица занимается.
Лилит Мазикина написал(а) 30.01.2010 23:08 Ответить
Спасибо.
елена ромашова П написал(а) 23.11.2009 13:26 Ответить

Прочла с огромным интересом. Вот так без громких заявлений и надо любить свой народ!

Тарас Витковский написал(а) 30.01.2010 13:40 Ответить

В этом этюде - жизнь и красота , искренность улицы. Один из голосов ее вечной песни.

Лилит Мазикина написал(а) 30.01.2010 23:15 Ответить
Спасибо.
     
     
     

Пользователи yousmi.by заходят под своими логинами

Регистрация


Получи Юджика. Знай что ты лучший

Форум

Вопросы об участии.

Сообщений: 112 Последнее: 12.03.2017 16:28
Просмотров: 27127

Абитуриентам журфака 2010

Сообщений: 59 Последнее: 05.03.2017 19:41
Просмотров: 565048


- Интерактивное голосование за лучшего автора:

2. Никита Лаут П
(71 голосов)
4. Николай Гернет
(32 голосов)
6. Вячеслав Сикора П
(23 голосов)

1. Vitaly Bogdanovich
(72 голосов)
3. Viktor Bogat
(61 голосов)
5. Lena Babina
(25 голосов)
7. Михаил Некрасов
(19 голосов)
Все авторы

Всемирная паутина все активнее вплетается в нашу жизнь. Логично, что любое новое время требует появления своих героев. Не секрет, что интернет вырастил целое поколение людей "copy-paste". Это люди, берущие информацию из интерента. А меня всегда интересовало, как зовут тех, кто ее там размещает. Мы надеемся, что эта премия позволит назвать по именам как можно больше талантливых личностей, пишущих для Интернета.
Программный директор <<Радио ОНТ>> Валентин Середа.

Веб-журналистика имеет ряд преимуществ перед классическими СМИ. Здесь выше скорость, больше места. И не дело тянуться за газетами или телевидением, когда можно обогнать их и вырваться вперед, причем, не только в оперативности и широте освещения явлений и событий, но и по качеству, и по глубине взгляда. Надеюсь, что все работы, номинированные на "Юджика", будут отвечать именно этим принципам.
Пономарева Елизавета, администратор социальной сети читателей Livelib.ru

Неважно, речь идет о веб-журналистике или о классической журналистике, незыблемым остается правило: Писать о важном - интересно!
Анатолий Лемешенок, Председатель Белорусского союза журналистов Главный редактор газеты "Рэспублiка"