Зарегистрируйся Напиши, покритикуй, сфотографируй
Творец, живущий в другой эпохе…

Творец, живущий в другой эпохе…

«Дмитрий Самозванец»

Номинация: Лучшая статья

12 декабря 2008 года в Москве состоялась церемония награждения победителей на премию Центрального Федерального округа в области литературы и искусства. В номинации за произведения живописи и скульптуры член Союза Художников России Александр Шамков был удостоен награды второй степени. Поэтому было очень интересно пообщаться с самим победителем.

Александр Шамков не ходит в свою мастерскую, как на работу. Художник приходит творить. Побывав у него в гостях, я очутилась в совершенно другом мире, в мире не просто талантливого, но и очень интересного и разностороннего человека. Александр не просто пишет исторические картины, он живёт вместе с героями, вникает в душу исторической эпохи.

Мы беседовали где-то около трёх часов. Как в поэме «Мцыри» Лермонтова для героя три дня значили целую жизнь, так и меня эти три часа наполнили не просто ценными знаниями, но и вдохновением. Вдохновением, которое художник не ждёт, чтобы творить. Он сам его рождает в процессе работы.

 Поздравляю Вас с победой в столь значительном конкурсе! Расскажите нам  поподробнее о нём. Кто Вас награждал?

- Меня награждали Полтавченко, Никита Михалков. Комиссия состояла из широко известных людей. Их человек тридцать было. Меня, так сказать, поздравили очень хорошо. Михалков, видимо, видит, что я волнуюсь, протягивает быстрей конверт с деньгами. Но по центральному телевидению в субботу показали только меня. Серьёзно. Там был такой небольшой ролик на пол минуты или на минуту, говорил Полтавченко и Михалков. А вот, когда поздравляли, показали только меня. Понравился, наверное (смеётся). 

Какая из Ваших работ победила?

 - «Дмитрий Самозванец». Её я писал три года. Двадцать пятого ноября сказали, нужно вот, ещё одну работу привести кроме неё - «Освобождение Всеслава Полоцкого», чтобы не одна там висела. Машину дали – газель. И так получилось, что газель сломалась на полпути. Пришлось возвращаться обратно вместе с этой работой.

 Как происходил процесс написания этой работы? 

- Суриков сказал, что задача исторического художника - в угадывании. Он всегда угадывал. Суриков только потом узнал, после написания «Покорение Сибири Ермаком», что этот Кучум по берегу скакал. А он именно так и написал изначально. Это большая радость, когда узнаёшь, что ты действительно угадал. Ты знаешь, мне нужно было чисто композиционно осветить этого главного героя – Дмитрия Самозванца. Сам по себе Самозванец то маленький. И как сделать так, чтобы свет то падал на него, потому что в таком антураже он будет тёмный очень! Это было на рассвете – это хорошо. Солнце только что встаёт, имеет жёлтый оттенок. Я встал как раз в это же время. Сказал жене, чтобы разбудила меня, но даже не спал. Ждал, когда солнце взойдёт. Оно вышло и я раз – и  написал сразу дома. Быстренько написал, потому что там долго писать нельзя, иначе всё меняется конкретно.

 А когда вы выбрали путь художника? Ещё в детстве или позже?

 - Да, в детстве. Но у меня склонности были и к математике. У нас по семье вообще был Энерго-Институт. Легко мне давались иностранные языки, русский. Сложнее всё-таки история, литература – гуманитарные науки. Когда спрашивали по истории, передо мной лежал перевёрнутый учебник, и я читал по нему. Причём, все это прекрасно знали. Просто раньше всё по-другому было – если поведение хорошее, ни куришь там по углам и учишься при этом - это главное. По устным предметам меня никогда к доске не вызывали, что самое интересное. Я отдувался только письменными контрольными.

 Как Вам довались сочинения? 

- Я вот помню однажды, сочиненье написал – про Комсомол, и мне что-то плохо стало. Хорошее сочинение. Но в виду своей откровенности, всю правду написал. До этого отличником был, а потом сразу троечником стал. 

Чем вы занимались кроме школы?

 - Были кружки до поступления в художественную школу, много было кружков. На баяне учился играть, на гитаре в девять лет. Но что-то не сложилось.

 Поддерживали ли Вас родители в творчестве?

 - Да, конечно. В основном бабушка. Ведь тогда звание художника было значимо. Это сейчас оно утратилось.  В то время быть художником означало быть Человеком. Тогда и у преподавателей было звание высокое, они и получали больше. Они были  Учителями. Учитель и преподаватель – разные значения слов. Преподаватель – это профессия, а учитель – это учитель. Ты относился к нему не как к преподавателю, к «чуваку», который пришёл, что-то тебе сказал. Учителя были для нас как идолы. 

Вы мечтали в детстве стать художником?

 - Я хотел, наверное, не мечтал. Представлял, как я пишу большие картины. У меня дар рисовать отмечали все. Мне учители говорили: «Да ты что, Саш. Они же алкоголики» Я говорил: «Что, Репин - алкоголик? Суриков – Алкоголик?» Они же имели в виду не Репина с Суриковым, а наших - советских. А я был мыслями где-то там, в девятнадцатом веке. А в самом раннем детстве мечтал стать… учёным (Смеётся).

 Как происходит Ваш процесс написания работы? 

- Прихожу в мастерскую, выпью сначала кофейку и – за творчество. 

Как рождается картина?

 - Первое, что меня волнует – как написать, где взять натуру. Я ведь всё пишу с натуры. Тут нет ни одной вещи, взятой из головы. Даже камни – и те написаны с натуры. Выискивал их очень долго и нашёл. Это очень интересный жанр. Представляешь себе картину: стоят стражи, утро такое мрачное, весеннее… И дымятся фитили. Они действительно дымятся, я попробовал. У себя в квартире. Ведь представлять эту картину можно, но ведь увидеть нельзя. Вот и самому хочется это всё увидеть. На фотографии невозможно, побывать там – тоже. Вот и пишу. Знаешь, как потом самому интересно на работу посмотреть!.. 

Почему вы выбрали именно исторический жанр? 

- Очень интересный вопрос и ответить мне тоже очень непросто. Ведь это самый тяжёлый и как сказал Бирюкин – самый неблагодарный жанр.

 У Вас бывает вдохновение такое, что вы пишете и не можете оторваться? 

- У меня всегда так. Зачем писать то тогда, смысл? В таком случае забор можно красить, стихи сочиняя при этом или думая, куда бы сейчас сбегать. (Смеётся) Ты не напишешь, если образа в голове, состояния нет. 

У Вас бывают творческие кризисы?

- У меня бывает просто усталость. 

Вы любите в своих работах правдивость? 

- Да, безусловно. Я не вижу смысла писать идолов. Мне это неинтересно. Для этого существуют памятники - не картины.

Вы любите природу? 

- Если только тепло, то  да. Но ведь комары замучают. Нет, не люблю комаров (Смеётся). 

Что вы можете пожелать юным художникам? 

- Ответственности. Раньше у художников она была, сейчас её меньше. У меня она есть. Я вообще себя динозавром каким-то ощущаю… (Смеётся) Если эта ответственность будет и у вас, вы не будете создавать дрянь. Чаще ходите в музеи, приобщайтесь к прекрасному там. Ведь будешь смотреть на дрянь – дрянью и будешь.

Чтобы проголосовать за автора,
пожалуйста, авторизуйтесь
Просмотров: 2809
Ваши мнения о материалах будут просматриваться жюри перед выбором пятерки лучших работ.
     
     
     

Пользователи yousmi.by заходят под своими логинами

Регистрация


Получи Юджика. Знай что ты лучший

Форум

Абитуриентам журфака 2010

Сообщений: 69 Последнее: 12.02.2018 18:07
Просмотров: 780840

О сайте премии

Сообщений: 52 Последнее: 26.10.2017 16:57
Просмотров: 207929


- Интерактивное голосование за лучшего автора:

2. Никита Лаут П
(71 голосов)
4. Николай Гернет
(32 голосов)
6. Вячеслав Сикора П
(23 голосов)

1. Vitaly Bogdanovich
(72 голосов)
3. Viktor Bogat
(61 голосов)
5. Lena Babina
(25 голосов)
7. Михаил Некрасов
(19 голосов)
Все авторы

Считаем, что блоги являются неотъемлимой частью интернет-журналистики. Сплав журналистики и возможностей Web 2.0 открывает перспективы для развития виртуальных средств массовой информации, и дает большой простор для самосовершенсвования автора блога. Поэтому мы с радостью согласились предоставить нашу платформу для эксперементов участников премии. Желаем всем соискателям вдохновения и хорошего настроения!
Анастасия Морозова Представитель Jimdо в России, PR-менеджер

Всемирная паутина все активнее вплетается в нашу жизнь. Логично, что любое новое время требует появления своих героев. Не секрет, что интернет вырастил целое поколение людей "copy-paste". Это люди, берущие информацию из интерента. А меня всегда интересовало, как зовут тех, кто ее там размещает. Мы надеемся, что эта премия позволит назвать по именам как можно больше талантливых личностей, пишущих для Интернета.
Программный директор <<Радио ОНТ>> Валентин Середа.

Газета «Компьютерные вести» с удовольствием поддерживает проведение мероприятий, подобных анонсированной первой международной премии в области веб-журналистики. Определение лучших в каждой из номинаций будет способствовать здоровой конкуренции в этой сфере и росту профессионализма среди web-журналистов, что пойдет на пользу не только интернет-СМИ, но и, в целом, интернет-сообществу.
Желаем организаторам успешного старта и объективности при выборе лучших.
Лариса Минтель, редактор отдела информации газеты <Компьютерные вести>