Зарегистрируйся Напиши, покритикуй, сфотографируй
Замки на песке. Взгляд психолога.

Замки на песке. Взгляд психолога.

Греция, лето 2009 г.

Номинация: Лучшая статья

Как часто на какие-либо нереальные мечтания мы говорим не в меру расфантазировавшемуся человеку: «Не строй замки на песке». Подразумевая под этим, что его мечты и чаяния имеют недолговечную перспективу. Но, тем не менее, мы не мыслим себе детскую площадку без песочницы. И говорим, когда хотим показать, что знаем людей очень давно, что сидели рядом на горшках, пешком под стол ходили и играли в одной песочнице.

Почему же игры с песком так привлекательны для нас? И  многие люди, уже будучи взрослыми, не перестают с удовольствием играть с песком.

В некоторых странах даже проводятся соревнования по постройке песочных замков. Взрослые дяди и тети с удовольствием в одиночестве или командно строят нереальной красоты песочные сооружения. На что только не способна человеческая фантазия! Каждый раз, глядя на это, поражаешься людской талантливости и креативности. И столько труда отдается этим временным постройкам, которые разрушатся буквально через пару дней!

Есть даже такой психотерапевтический прием, когда для совершенно взрослых людей строится большая песочница, где они вдоволь могут возиться с песком, лепить куличики и строить почти воздушные замки.  Считается, что эффект от такой терапии довольно высок. В песочнице прорабатываются детские проблемы, человек точнее понимает свое место в социальной группе, свою роль в ней. Но, наверняка, в этом есть что-то еще, что не поддается простому логическому объяснению. Это как смотрение на огонь, бегущую воду – никогда не может наскучить и приесться. Так и игра с песком – что-то есть в ней волшебно-завораживающее.

В пляжно-туристических странах даже продаются наборы для юных и не очень песочных строителей. Чего там только нет, помимо простой лопаты и ведра, -  и формы для постройки зубчатых стен вокруг замка, и воронки, о назначении которых будет написано ниже, и различные формочки для украшения стен замка.  

Поэтому очень интересно наблюдать за детьми и взрослыми, когда они строят свои почти воздушные замки или просто играют с песком. В постройках проявляется индивидуальность и характер.

Наиболее полные возможности для песочных игр предоставляет, конечно, побережье моря с песочным  пляжем. Именно про игры на песочном пляже и пойдет речь ниже. Наблюдая за песочной игрой, четко можно выделить типы игр. Их мы и рассмотрим ниже.

Закапывание в песок  другого человека.   Закапывание может быть от одной руки или ноги до полного закапывания тела, когда на поверхности остается только голова. Тут тоже есть несколько подвидов. Может вырываться  яма, куда ложится один человек, а второй его буквально сравнивает с землей, все тело, кроме головы. Причем и тут могут быть варианты. Иногда закапывают так, что голова даже не торчит над поверхностью и закопанного почти не видно, если не считать лица, которое как блюдце лежит на поверхности песка. Или же делают проще –  не вырывают специально яму, а закапывают так, что на поверхности образуется холмик и торчит голова. В эту игру играют дети лет с 10-15 и взрослые, малышам такие игры не интересны. На мой взгляд, в данном случае происходит некая  отработка страха смерти. Играющие переживают как бы похороны – один хоронит другого.  А затем погребенный с довольным лицом как бы воскресает.  Между ними словно происходит диалог:

- Смерть это страшно.

- Нет же, смотри, ты похоронил меня, но я корчу веселые рожицы, у меня чешется нос. Кстати, не почешешь?

- И тебе совершенно не страшно.

- Нет, мне весело, как и тебе. А хочешь –  произойдет восстание из мертвых?

- Хочу. Мне уже надоело тут просто так стоять.

- А вот и я! Цел и здоров. Видишь?

- Вижу.

Причем отработка страха идет обоюдная. И кто закопал, и кого закопали, и даже зрители этого действа как бы переживают смерть и воскресение.

Вымазаться в песке. Происходит вымазывание в мокром песке. Также возможно, что вымазывается только одна рука или нога или полностью все тело. Обычно так играют дети приблизительно с 5 до 12 лет. Потом они с радостью бегут в море мыться. Зачастую, особенно когда вымазывание происходит полностью в этом можно увидеть отработку проблем возникших на анальной стадии развития, когда родители слишком строго приучали к горшку и чистоте.  Здесь ребенок дает себе волю вымазаться так, как ему хочется, стать абсолютно грязным, а потом с радостным криком побежать в воду и с не меньшим  удовольствием смыть с себя «грязь».

Некое промежуточное действо между закапыванием и пачканием себя можно наблюдать при рытье, так называемых, бассейнов.

Строятся они на границе полосы прибоя и пляжа. Место нужно выбрать грамотно: с одной стороны, не достаточно близко в прибое, так как волны будут разрушать постройку, но, в то же самое время, вода должна быть достаточно близко. Когда место выбрано, то роется яма, часто стена со стороны прибоя укрепляется, чтобы вода не размывала бассейн, когда яма вырыта достаточно большая, то можно в нее лечь. В ней будет песок перемешан с водой.

Вообще, можно всех играющих разделить еще и по такому принципу:

- одни роют ямы, ради самих ям и их  не интересуют холмы, которые при этом получаются;

- другие роют ямы ради холмов, и ямы являются, так сказать, издержками производства.

Выше говорилось о «ямах», теперь перейдем к постройкам. Тут и проще и сложнее. В этих постройках, за исключением индивидуальных нюансов, проглядывается тяга людей к созиданию и творчеству. Я не хочу сказать, что выше описанные способы песочной игры не креативны, просто в них можно просмотреть явные черты отработки неких психологических вещей.

Итак, постройки можно условно разделить на некие типы:

- просто замок, пирамида и т.п. ;

- «замки Гауди»

-  города

- барельефы.

Просто замок возводится у самой кромки воды или чуть в отдалении. Если замок строится у самой кромки, то зачастую не только песок, но и вода играют важную роль в строительстве. Около замка вырывается ров, который наполняется водой.

Замок может быт достаточно простым или сложным – все зависит от желания и фантазии строителя. Иногда делается простая горка, а иногда возводится средневековый замок с башенками, флигельками, рвом и мостами через ров. Причем, зачастую строители добиваются того, что мосты через ров тоже состоят только из сыроватого песка и не разрушаются.

К этому же можно отнести всевозможные египетские пирамиды и т.п. постройки.

В этих постройках тоже можно разглядеть юношеские мечты о приключениях. Влияние книг Вальтера Скотта и т.п. вещи.

Строительство  «замков Гауди»  требует более тщательного выбора места и занимает гораздо больше  времени.  Сама технология требует близости воды. Берется очень жидкий песок. Он должен стекать по пальцам, которые делаются щепоткой. Рука слегка отклоняется из стороны в сторону  и на глазах вырастает удивительная пирамидка, которая чем-то напоминает готические постройки или замки Гауди. Нужно быть внимательным и осторожным, так как такая постройка часто достигнув определенной высоты, разрушается. А также близость прибоя несет в себе потенциальную опасность для удивительного замка. Именно для этих целей и придумана воронка, про которую говорилось выше. В ведерке намешивается песок с водой и через воронку выливается. Но обычно из этого мало что получается. Все же ручная работа, она и есть ручная работа.

Однажды мне довелось наблюдать семью, которая достигла в таком строительстве редкого мастерства. Отец и двое сыновей приблизительно  один 14, а второй 16 лет около двух часов  строили такой замок. Он у них вышел поразительной красоты, высоты и сложности – настоящий волшебный замок из сказки. Они закончили свою кропотливую работу, отошли на некоторое расстояние и…  все втроем немедленно стали обстреливать свое произведение из самодельных песчаных же бомбочек.

Мое сердце замерло. Разрушать такую красоту было варварством. Но им было очень весело.

В связи с этим, хотелось бы заметить еще одну вещь, что одни люди буквально сразу разрушают свою постройку после того, как строительство закончено или им оно надоело, а другие стараются сохранить свое произведение. Приходят на следующий день, смотрят, что осталось от постройки. Есть и третья категория, это в основном мальчики до семи лет, которым доставляет огромное удовольствие разрушать чужие постройки, куличики и т.п.

Иногда строятся не просто замки, а целые города. Часто с реками, водоснабжением, мостами, флагами, городскими стенами. Иногда используется исключительно песок, а иногда и другие подручные средства: камешки, палочки, листья и цветы растений, пляжный мусор – все идет в ход. Зачастую получается просто грандиозный результат.

Малыши до четырех лет очень любят при постройках по многу раз бегать к воде с ведром и приносить воду. Ей они наполняют каналы в городе (который строит кто-то более взрослый), или бассейн или как-то используют воду еще, наверное, им интересен сам процесс игры с водой.  Иногда малыши проделывают дырку вверху замка с последующем выходом ее на поверхность. И льют воду в эту дырку. Все это проделывается для того, чтобы полюбоваться на впитывающуюся воду в песок. Я помню, что тоже так любила играть в детстве. Я носила воду быстро –быстро, надеясь, что если я буду наполнять песочную ямку достаточно быстро и большим количеством воды, то когда-нибудь ямка наполнится водой, и больше вода там не иссякнет. Как вы понимаете, мои попытки никогда не увенчивались успехом. Потом я уже знала об этой особенности песка, но каждый раз надеялась напитать его достаточно для того, чтобы вода осталась на поверхности. Многие дети, как я вижу, надеются на то же самое. А некоторым просто интересен сам процесс наливания воды и наблюдения за тем, как она впитывается в песок. Они не убегают за водой к морю, пока вода полностью не впитается.

Уж если пошли воспоминания, то хочется поделиться здесь своими воспоминаниями. Уже будучи лет тринадцати, я любила просто рыть ямки. Садилась относительно далеко от полосы прибоя и начинала рыть ямку, небольшую, диаметром чуть больше руки. Казалось бы, не очень интересно, но была определенная цель – добраться до воды. Попутно открывались разные интересные вещи, как то:  не обязательно то, что сверху, то и внутри. Под относительно небольшим слоем песка иногда начинали идти мелкие идеально обтесанные морем камешки, откапывались какие-то вещи, которые хранит в себе пляжный песок. И вот, наконец, вода! И ты понимаешь, что все далеко не так как кажется – вот там полоса прибоя в паре метрах от тебя, но под твоими ногами, совершенно неглубоко продолжает плескаться море. Им наполнено все вокруг – горизонт, который сливается с ним, воздух, пахнущий совершенно по-особенному и даже песок, на котором ты стоишь.

Что там осталось по списку? Ах, да, барельефы.  Барельефы – это выпуклые фигуры из песка. Зачастую скульптурно-точные и красивые. Их выкладывают, как правило, уже взрослые люди. Это могут быть и дельфины, и русалки, и черепахи, и морские звезды, и все-все что угодно. Иногда эти барельефы дополнительно украшаются ракушками или камешками. Выглядит очень красиво. Обычно создатели никогда не разрушают свои барельефы, а оставляют их для того, чтобы и другие могли полюбоваться такой красотой.

Закончить свой маленький экскурс  в лето, солнце и море хотелось бы пожеланием – не стесняйтесь, играйте на пляже, стройте, ломайте, радуйтесь жизни. Наша радость и наше счастье в наших руках, только нам выбирать каким будет наш день – унылым и грустным или радостным и счастливым. Находите силу и счастье в своем детстве, когда мы были спонтанны и беззаботны. Стройте замки на песке, а если кто-то скажет вам, что это глупое и бесполезное занятие, то ни за что не верьте ему.

Чтобы проголосовать за автора,
пожалуйста, авторизуйтесь
Просмотров: 4175
Ваши мнения о материалах будут просматриваться жюри перед выбором пятерки лучших работ.
Алла Письменная написал(а) 22.10.2009 21:26 Ответить

Очень интересная тема.

Но написана она...

У Вас прямо таинственная тяга к неоправданному использованию слов "выше-ниже" в смысле по тексту. Может Вам это нравиться, но выглядят они паразитически на всем повествовании.

"Наблюдая за песочной игрой, четко можно выделить типы игр. Их мы и рассмотрим ниже". Последнее предложение смело можно вообще убрать. Если бы Вы сначала говорили о чем-то другом, но Вы же сразу переходите к перечислению песочных развлечений. К класификации которых, по моему мнению, можно было подойти более четко. 1.Ямы из песка. а), б), в)... 2. Холмы из песка. И тоже а), б), в).

А фраза "Что там осталось по списку? Ах, да, барельефы" наталкивает на размышления. Автору не хотелось писать статью, и он никак не дождется, когда допишет все до конца? Или автор не любит этот вид песочного развлечения?

И почему о психологическом подтексте говорится только в закапывании и измазывании, а замки и барельефы остались в стороне без расшифровки? Ведь в названии стоит "Взгляд психолога", а смотрит он далеко не на все, о чем Вы рассказываете.

Так что статья выглядит плохо продуманной, и до конца не раскрытой.

Вероника Ткачева написал(а) 22.10.2009 22:10 Ответить

Здравствуйте, Алла! Я рада, что хотя бы тема Вам понравилась. Про язык скажу так - это научно-популярная психологическая статья, которая со временем станет частью книги, тоже научно-популярной. Научные статьи имеют свои принципы написания. Это сильно отличается от того, что дается в глянцевых журналах. Эту тему можно было бы раскрыть и так. Тогда бы читателю было весело и смешно. Я не ставила перед собой такой задачи. Развлекать и клоунадить - это не для меня. Классифицировать по мелочи - это уже не классификация. Выделяются главные группы, а затем описываются. Если в данном случае в группе еще выделять и подгруппу, то выйдет занудно и путанно. И, в данном, случае смысла в этом нет. После барельефов у меня идет еще крупный кусок, поэтому автору не стало скучно и он не бросил свою статью на полдороги, просто автору негде развернуться в рамках данного проекта. А по поводу замков и т.д. Вы просто невнимательно читали. Они относятся к чистому творчеству и об этом написано. И я заметила одну вещь - Вам все время мало сказанного мной. Я не ставлю перед собой такой задачи - сказать пресловутое ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО. Моя задача, как писателя и психолога, подвигнуть читателя к фантазированию, осмысливанию и домысливанию сказанного. По Вашей реакции я вижу, что добилась поставленных целей. Спасибо за отклик.

Вероника Ткачева написал(а) 22.10.2009 22:40 Ответить
Алла, я только сейчас поняла мотивы Вашего отзыва. Похоже я Вас задела вчера своим на Ваше произведение. Извините, не хотела. Я же сказала, что мне понравилось, но местами показались неуместными некоторые простонародные слова. Ну, зачем же так бурно реагировать!
Алла Письменная написал(а) 04.11.2009 21:53 Ответить

Я не просто читаю тексты, не просто комментирую, я по много раз возвращаюсь и смотрю как прокомментировали другие. И претензии и требования я предъявляю не столько к авторам произведений, сколько к самой себе.

Я так учусь писать. Пытаюсь увидеть ошибки, чтобы их потом не делать самой, и коллекционирую достижения - вдруг и мне пригодятся.

Но в любом случае, я комментирую людей так, как хотела бы, чтобы комментировали меня. Я оцениваю не авторов, я оцениваю их творения. Они ведь самостоятельные живые организмы говорящие сами за себя, и живущие своей жизнью.

Мотив у меня один - чтобы тексты были шедеврами. И личности здесь не при чем.

Вероника Ткачева написал(а) 04.11.2009 23:13 Ответить
Если бы Вы внимательно читали текст ,то не задавали бы вопросов, на которые есть ответ в тексте. Если бы Вас не задело что-то, то Вы так пламенно и долго не писали бы. И именно после моего комментария. Себя-то хоть не обманывайте. А беспокоиться о чужих шедеврах не стоит. О себе беспокойтесь. И еще: прежде чем критиковать - определитесь с жанром. Это не рассказ, а статья, которая войдет потом в научно-популярную книгу. Поэтому язык в ней не совсем тот, к которому Вы, наверное, привыкли. Читайте больше специальной литературы, пригодится в жизни. Не все же журнал "Психология" читать (если, конечно, интересуетесь психологией). Хотя, если выбрали эту статью, то, возможно, интересуетесь. Сложновато будет с непривычки, но потом втянетесь. Зато много нового для себя откроете. С пожеланием успехов в написании шедевров.
Алла Письменная написал(а) 05.11.2009 03:55 Ответить

Я комментирую людей так, как хотела бы, чтобы комментировали меня.

 

Вероника Ткачева написал(а) 05.11.2009 10:00 Ответить

Алла, так можно и нарваться на серьезный "разбор полетов". Вы так уверены в безупречности своих текстов?!  Судя по тому что я у Вас читала, это далеко не так. Неплохо, но... Так что будьте осторожны с такими заявлениями. До шедевров Вам еще далеко... Но я для себя закрываю диспут с Вами, тема исчерпала себя. Всего хорошего.

Lena Babina написал(а) 18.11.2009 17:19 Ответить

Наиполезнейшая статья. И очень вдохновляющая. Спасибо!

Кстати, моя подруга проводит иногда типа тренинга с песком и с различными камнями (галька, полудрагоценные). Потрясающие результаты. К сожалению она не проводит такую работу с посторонними людьми, а только для своих и когда у нее есть настрой. Я обожаю эту практику с песком. Обязательно, когда буду на пляже, попрактикуюсь еще и там! )))

Вероника Ткачева написал(а) 18.11.2009 17:37 Ответить

Спасибо, Лена! Это не полный вариант. Нужно многое добавить, много я вырезала для публикации здесь. Я разрабатываю свой тренинг по арт-терапии, а конкретно то ее направление, которое работает с людьми через живопись, рисунок, цвет. Не хочется брать что-то абсолютно готовое, хочется разработать свою методику. В целом линия ясна, осталось только проработать детали. А с песком и камнями - это здорово!!!

Lena Babina написал(а) 18.11.2009 18:23 Ответить

Прикол в том, что тот кто побывал у нее, может и сам это же проделывать. Дело только за камнями. Она привезла свои камни из Крыма, где жила раньше, из Индии привозит и специально покупает. И все только чтобы работать над собой самой... Так бывает. Если собрать что-то похожее из камней, то вполне можно делать самим такое. Она просто каждому камню придает смысл. Каждый камень означает некую часть личности, желания, людей, у нее даже Бог там есть. И его разные ипостаси.

А я была когда тибетские монахи в Москве строили мандалу Калачакру из песка. И они даже давали в перерыве свои инструменты и этот песок зрителям, каждый мог немного порисовать. Это особая история, вот подумала я, может стоит об этом написать... Но она какая-то слишком восторженная будет.

Вероника Ткачева написал(а) 18.11.2009 19:42 Ответить

Можно убавить внутренние восторги, написать более отстраненно. Очень интересная тема. Я бы на Вашем месте написала. Тем более, что здесь тематика не ограничена. Я и стихи свои здесь публикую. Просто что-то для конкурса, а что-то просто так. Эта статья конкурсная. Было требование, чтобы на конкурс представлялось самое свежее, неопубликованное. Поэтому это новая статья, но часть чего-то бОльшего. Даст бог, допишу до книги.

елена ромашова П написал(а) 22.11.2009 11:04 Ответить

Взят хороший ракурс для раскрытия темы. Читается с интересом, но стиль несколько тяжеловат для такого вопроса.

А нас в городе(есть море и печанный пляж) ежегодно проходят международные конкурсы песчанных скульптур, что вызывает не только неизменный интерес, но и разговоры о смысле затрат сил и средств на столь недолговечные творения.

Вероника Ткачева написал(а) 22.11.2009 16:10 Ответить

Елена, спасибо за комментарий. Я уже говорила, что это отрывок из будущей научно-популярной книги по психологии, поэтому стиль не развлекательный, а тяжеловатый (но, с другой стороны, не все читали некоторые психологические труды, где и специалист понимает смысл раза с третьего :)). Позднее стилистика будет подработана и покорректирована под общее направление книги. К сожалению, в рамках этого сайта нет возможности редактировать не только статьи, выставленные на конкурс, но и просто опубликованные статьи.

Андрей Калинин написал(а) 07.01.2010 10:27 Ответить

Многое знакомо по детству, лет до 12 каждый год ездили к морю.

Довольно точно замечео поведение детей и их мотивы.

Взрослые мечтают уже по другому :) а дети, дети через эти игры познают окружающий их мир, сами познают, без взрослых.

В целом мне понравилось, интересно было читать и есть что вспомнить и задумать над чем есть.

     
     
     

Пользователи yousmi.by заходят под своими логинами

Регистрация


Получи Юджика. Знай что ты лучший

Форум

Частые ошибки при подаче работ

Сообщений: 1501 Последнее: 03.12.2019 05:43
Просмотров: 105233

Премия разделена на Хобби и Профи. Ваше мнение?

Сообщений: 1466 Последнее: 03.10.2019 06:11
Просмотров: 797657


- Интерактивное голосование за лучшего автора:

2. Никита Лаут П
(71 голосов)
4. Николай Гернет
(32 голосов)
6. Вячеслав Сикора П
(23 голосов)

1. Vitaly Bogdanovich
(72 голосов)
3. Viktor Bogat
(61 голосов)
5. Lena Babina
(25 голосов)
7. Михаил Некрасов
(19 голосов)
Все авторы

Веб-журналистика имеет ряд преимуществ перед классическими СМИ. Здесь выше скорость, больше места. И не дело тянуться за газетами или телевидением, когда можно обогнать их и вырваться вперед, причем, не только в оперативности и широте освещения явлений и событий, но и по качеству, и по глубине взгляда. Надеюсь, что все работы, номинированные на "Юджика", будут отвечать именно этим принципам.
Пономарева Елизавета, администратор социальной сети читателей Livelib.ru

Всемирная паутина все активнее вплетается в нашу жизнь. Логично, что любое новое время требует появления своих героев. Не секрет, что интернет вырастил целое поколение людей "copy-paste". Это люди, берущие информацию из интерента. А меня всегда интересовало, как зовут тех, кто ее там размещает. Мы надеемся, что эта премия позволит назвать по именам как можно больше талантливых личностей, пишущих для Интернета.
Программный директор <<Радио ОНТ>> Валентин Середа.

Неважно, речь идет о веб-журналистике или о классической журналистике, незыблемым остается правило: Писать о важном - интересно!
Анатолий Лемешенок, Председатель Белорусского союза журналистов Главный редактор газеты "Рэспублiка"