Зарегистрируйся Напиши, покритикуй, сфотографируй
Журналист как человек и как профессиолнал своего дела.

Журналист как человек и как профессиолнал своего дела.


Номинация: Лучшая статья

«Для кого вы пишите? Для себя?

Сами по себе вы никому не интересны, успокойтесь. <…> Для истории? Сходите к психиатру и попросите таблеток от мании величия».

М. Веллер

 

 … С развитием цифровых технологий и Интернета, обороты стала набирать «гражданская журналистика»: сайты, авторские проекты, ЖЖ, блоги, дневники. Сеть – это солнечное место для дилетанта. Мнение незнакомых людей ценное, объективное (если здесь правильным будет применение данного определения). Никто не учится с тобой в одной школе, никто не катаеся с тобой на роликах и не ходит в поход. Никто не знает, как ты выглядишь. Следовательно, читатель оценивает не автора, а произведение.

Да кто же не пишет сейчас в Интернете?! Только ленивый. Много готовых работ идёт «в стол». Если бы за них платили деньги, Дисней Лэнд давно бы переехал в мой двор.

Зарабатывать на жизнь одной лишь журналистикой, не то чтобы сложно, скорее, странно. Но… я уже постелила соломы в «яму», я научилась штукатурить, красить и класть плитку!

 Журналистов «от Бога» на факультет журналистики не берут по идеологическим соображениям – это факт, неоднократно подтверждённый историей. «Какая «вторая древнейшая»! по сравнению с советским газетчиком проститутка вольна, как Ариэль, и богата, как министр Госкомимущества», - М. Веллер. Но, даже тщательно маскируя свою претензию на звёздность, я многому должна ещё научиться.

Журналист – это не механизм, поэтому не лишним будет отметить наиболее важные качества, присущие человеку данной профессии, и, отчасти, человеку, который намеревается обратиться в ту же «веру». Любознательность я считаю основополагающим, ибо если тебе ничего вокруг не интересно или интересно мало, то чем ты собираешься делиться с другими? Честность. Честный журналист как гриб, растущий в чернобыльской зоне. Он привлекателен и съедобен, поэтому никто не подносит к нему дозиметр. Образованность, (желательно всесторонняя), беспристрастность, умение владеть собой, чётко определять границу между фактами, эмоциями и предположениями. Иметь авторскую позицию, принципы и убеждения, не противоречащие журналистской этике и приемлемые обществом. Хорошо бы выработать ещё и собственный стиль, чтобы быть безошибочно узнаваемым и популярным даже без указания авторства под материалом. Журналист должен быть настойчивым, но ненавязчивым и вежливым, ничто не должно служить ему преградой, для этого требуется готовность идти на компромисс и дипломатичность. Не маловажно «чувствовать» аудиторию, предугадывать её желания, изучать реакцию. Давать читателю то, ради чего он согласен покупать периодику, подавать информацию точно, без искажений, сохраняя её подлинность, полагаясь на надёжные источники. Одним словом, родиться хитрым и способным мало. Мало родиться талантливым и настойчивым. Надо «добиться признания в глазах людей, мнение которых мы презираем»!

Выбрав для себя столь «экстремальную» профессию, я в полной мере осознаю также и огромную ответственность перед широкой общественностью. Слово под пером журналиста – оружие, оно может защищать, может и убить.

Когда необходимая информация собрана, самое время придумать ей аппетитную упаковку. Последовательность в изложении материала, логичность в умозаключениях. Журналист не имеет права быть невеждой, любой непроверенный слух может послужить началом конфликта, в результате придётся извиняться, репутация автора пострадает. Начинка журналов и альманахов предполагает увлечь читателя на длительное время. Функция газеты – сообщить главное, основное, свежее кратко и точно, ответить на вопросы что? где? когда? при каких обстоятельствах?

Нет числа темам, заслуживающим освещения в СМИ. Вопрос: «А зачем об этом писать?» задают многие люди. Однако в самых обычных вещах и явлениях жизни опытному глазу всегда найдется, за что зацепиться. И понеслось… Вполне естественно для креативного журналиста – быть экспериментатором. Источников информации много, все они находятся вокруг нас. Осталось лишь внимательно смотреть по сторонам: люди, предметы, документы. Казалось бы, в руках журналиста бесспорное преимущество в получении свежих и точных фактов событий и их участниках. Не стоит, в таком случае, забывать, что существует Закон, единый для всех, и журналисты, идущие в обход общественной марали, бывают наказаны. Некоторые – смертью.

 Меня пока не пугают «загадочные исчезновения» и «убийства в подъездах». Я иду к людям с миром. Возможно, в будущем будет время для переосмысления, кто знает. Не всегда объективность и правдивость отправленной в массы информации дает положительные результаты. Ещё бы, кому захочется прочесть о себе не совсем приятное. Но, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Упрекая и осуждая одних, журналист невольно защищает интересы других.

Таким образом, в одну профессию заложено множество вариантов развития профессионализма: репортёры, комментаторы, фотожурналисты и т.д.. Я отношу себя к обозревателям. В среде, наполненной стандартизированными приёмами, клише и штампами, анонсы и рецензии имеют куда более «светский» характер. Выудить в потоке общей однообразной информации нечто ценное и значимое не всегда простая задача. Журналист, как рудокоп, просеивает через сито тонны «песка» ради одного «золотого самородка». Я люблю вволю рассуждать о музыке, фильмах или выставках, давать оценку культмассовым мероприятиям, рекомендовать или отговаривать читателя приобретать описанные продукты общественного блага. Я могу влиять на выбор людей, и это, в некотором роде, лестно!

И последнее. Отучившись, я отправлюсь работать. То есть не просто реализовывать свои мечты (или мечты редактора), а получать за это некоторую сумму денег, «добровольно и за маленькую зарплату писать обратное тому, что хочу». Потому что бывает всякое. Хватит сил, открою журнал о музыке и молодёжных субкультурах, каких в нашей стране по непонятной причине почти не осталось. А может, пристроюсь к деревенскому ДК и буду снабжать районку вестями о культурной жизни сельчан. Главное, относиться к своей работе с любовью, не отбывать наказание, а жить своей профессией и своим благородным делом. Готова ли я принять такие условия? Готова. И это сочинение – подпись под окончательным решением посвятить себя журналистике.

Чтобы проголосовать за автора,
пожалуйста, авторизуйтесь
Просмотров: 2882
Ваши мнения о материалах будут просматриваться жюри перед выбором пятерки лучших работ.
Дмитрий Билаш написал(а) 01.11.2009 10:15 Ответить

Девушка, вы немного не понимаете значение слова "журналист", видно потому, что не совсем "в теме". Как не обидно, но журналист( начинающий, обозреватель, я не говорю о публичных людях)- это всего лишь зеркало событий, программа, которая должна максимально скрывать свое личное мнение. А профессионализм журналиста- это, да, стиль, но этот аспект что-то вроде качества программы, вот одна программа сложная и не многофункциональная, а другая классная- простая и универсальная, понятная всем. Я раньше думал так же, но с меня сняли розовые очки.

Алла Письменная написал(а) 05.11.2009 03:08 Ответить

Так вот оно что.

А я то думаю, ну что мне не так в Ваших работах. Не убивайте Себя. Хоть капельку, хоть чуточку жизни, своей собственной искорки в свои произведения, и они будут ценными образцами журналистики. Всего одна капля, но она многое изменит.

Юлия Хомицевич написал(а) 01.11.2009 12:39 Ответить

Дмитрий, вы как-то агрессивно настроены... От людей требуете объективности, а сами набрасываетесь с необоснованной критикой. Кому захочется продолжать с вами сотрудничество?

Дмитрий Билаш написал(а) 01.11.2009 13:41 Ответить

Прощу прощения, если я Вас чем-то обидел, но в моих словах нет ни капли агрессии, просто я пишу то, что сам на себе прочувствовал и то, что мне говорили опытные люди и только. Просто если журналист пишет с точки зрения своих чувств про что либо( книгу, фильм, человека, событие , не имеет значение), то он выступает не в роли журналиста, а в роли писателя. Существенное различие между публицистикой( правильной публицистикой, я не говорю про желтую прессу и ссоры между звездами и т.д.) и художественным стилем состоит в том, что писатель, автор художественного текста, пишет текст, пропуская некое событие через себя и показывает его через призму собственных чувств и собственного интеллекта, а журналист должен быть больше аналитиком, чем писателем, рассказывать что либо с холодной головой. Скажите, вы хотя бы раз видели по телевизору, в новостях, что бы скажем журналист радовался и прыгал, рассказывая про, например, победу его страны в футбольном матче?

Это мое личное мнение, возможно, оно ошибочно. Ещё раз повторюсь, что не хочу ставить чью либо точку зрения под сомнение или обижать кого-то, это всего лишь мои мысли вслух.

Алла Письменная написал(а) 05.11.2009 03:02 Ответить

Никто никому ничего не должен. Идите по зову своей души, по пути своего сердца. Этот путь бывает узким, но никогда не верным.

Журналистика, как нечто общее и обобщенное должна быть объективна, но журналист должен быть живым человеком, а не механическим воспроизводителем какого-то подобия объективности.

Pellido Ann написал(а) 05.11.2009 09:07 Ответить

Если Вы говорите об образовании и о профессионализме, то будьте любезны, пишите "профессионализм", "мораль" и "немаловажно" на грамотном русском языке.

В остальном - удачи.

Ольга Котий написал(а) 08.01.2010 18:20 Ответить

Дмитрий Билаш.

 "Просто если журналист пишет с точки зрения своих чувств про что либо( книгу, фильм, человека, событие , не имеет значение), то он выступает не в роли журналиста, а в роли писателя. Существенное различие между публицистикой( правильной публицистикой, я не говорю про желтую прессу и ссоры между звездами и т.д.) и художественным стилем состоит в том, что писатель, автор художественного текста, пишет текст, пропуская некое событие через себя и показывает его через призму собственных чувств и собственного интеллекта, а журналист должен быть больше аналитиком, чем писателем, рассказывать что либо с холодной головой. Скажите, вы хотя бы раз видели по телевизору, в новостях, что бы скажем журналист радовался и прыгал, рассказывая про, например, победу его страны в футбольном матче?"

  Прочитала некоторые комментарии и не удержалась от того, чтобы не поделиться своими мыслями по рассматриваемому вопросу. Прошу не считать сие проявлением агрессии с моей стороны также.
 Обращаюсь прежде всего к Вам, Дмитрий!
 Во-первых, позвольте заметить, что Вы рассматриваете только художественные жанры и публицистические, забывая о художественно-публицистических. Вспомните,например, очерк, фельетон, памфлет, эссе, работающие по схеме «анализ+образ». В этих жанрах в той или иной форме будет присутствовать система аргументации и образ кого-то ,чего-то. Предмет этих жанров – человек и человеческое.
  Пожалуй. в наибольшей степени это относится к эссе, задача которого раскрыть философию жизни человека, проанализировать такие явления бытия как жизнь, любовь, смерть и т.д Задача эссиста поэтому – показать что такое добро и зло, прекрасное и безобразное. Можно ли этого достичь одним анализом? Думаю, что этот вопрос риторический.
  Мы не должны забывать о том, что в журналистике существует два основных метода преобразования объективной действительности в ее информационный аналог - рационально-познавательный (логический) и художественно-образный.Не буду особенно распространяться о первом , включающем в себя два уровня познания - эмпирический и теоретический. Известно, что результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих поток аналитических публикаций, отличающихся прежде всего(согласна с Вами) глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации.
 Об использования в журналистике художественно-образного метода мы можем говорить, конечно, с некоторыми оговорками. Но все-таки МОЖЕМ. Его суть заключается в применении авторской фантазии, авторского вымысла, которые дают необходимую для автора свободу создания художественного образа. Цель отобразить сиюминутные актуальные достоверные факты, чем "озабочена" в основном журналистика, здесь не ставится. В журналистике элементы вымысла лишь оттеняют такие факты. Хороший журналист всегда дает понять читателю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и в чем смысл их сосуществования . Применение в журналистике художественно-образного метода –это использование образно-экспрессивного языка, определенного уровня детализации отображения предмета, применение условности при реконструкции событий.
 Предложенная Вами дифференциация публицистики и художественного стиля(художественной литературы?) в свете всего вышеизложенного представляется не вполне корректной, Так же, как и высказанная Вами мысль о том, что «различие между публицистикой и художественным стилем ? состоит в том, что писатель, автор художественного текста, пишет текст, пропуская некое событие через себя и показывает его через призму собственных чувств и собственного интеллекта, а журналист должен быть больше аналитиком, чем писателем, рассказывать что либо с холодной головой».

 Я полностью  согласна с Аллой Письменной в том, что «журналист должен быть ЖИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, а не механическим воспроизводителем какого-то подобия объективности».
  «Прыгать и скакать» при этом вовсе не обязательно.
  С уважением,



Татьяна Морозова написал(а) 09.02.2010 14:49 Ответить

Приятно читать статью начинающей журналистки, не только обозревающей, но и мыслящей. Однако согласна с             Pellido Ann:  неприятно бросается в глаза ошибка в заголовке, фиксирующая \"профессиолнализм\". Напишешь \"каеся\", не поставишь нужные запятые, двоеточия и потом каешься, что не отредактировал сам, понадеявшись на редакцию конкурса. Мысли же Ваши правильные, успеха Вам на журналистском поприще.

Татьяна Морозова написал(а) 09.02.2010 15:00 Ответить

Дмитрий Билаш! \"Скажите, вы хотя бы раз видели по телевизору, в новостях, что бы скажем журналист радовался и прыгал, рассказывая про, например, победу его страны в футбольном матче?\" Конечно, и видели, и слышали дикие крики восторга выдающихся футбольных комментаторов Озерова, Синявского и других. Потому и обожали их футбольные болельщики, что они не были равнодушны к происходящему на футбольном поле.

     
     
     

Пользователи yousmi.by заходят под своими логинами

Регистрация


Получи Юджика. Знай что ты лучший

Форум

Абитуриентам журфака 2010

Сообщений: 69 Последнее: 12.02.2018 18:07
Просмотров: 711396

О сайте премии

Сообщений: 52 Последнее: 26.10.2017 16:57
Просмотров: 159350


- Интерактивное голосование за лучшего автора:

2. Никита Лаут П
(71 голосов)
4. Николай Гернет
(32 голосов)
6. Вячеслав Сикора П
(23 голосов)

1. Vitaly Bogdanovich
(72 голосов)
3. Viktor Bogat
(61 голосов)
5. Lena Babina
(25 голосов)
7. Михаил Некрасов
(19 голосов)
Все авторы

"Мы считаем, что в белорусском Интернете не так много журналистов, пишущих на темы бизнеса и экономики. Надеемся, что конкурс откроет новые яркие имена. Верим, что конкурсанты проявят себя настоящими асами, которые в дальнейшем будут поднимать экономические проблемы, освещать различные точки зрения на вопросы делового климата и всей своей работой способствовать развитию бизнеса в Беларуси".
Руководитель Белорусского делового портала BEL.BIZ Татьяна Маринич

Веб-журналистика имеет ряд преимуществ перед классическими СМИ. Здесь выше скорость, больше места. И не дело тянуться за газетами или телевидением, когда можно обогнать их и вырваться вперед, причем, не только в оперативности и широте освещения явлений и событий, но и по качеству, и по глубине взгляда. Надеюсь, что все работы, номинированные на "Юджика", будут отвечать именно этим принципам.
Пономарева Елизавета, администратор социальной сети читателей Livelib.ru

Неважно, речь идет о веб-журналистике или о классической журналистике, незыблемым остается правило: Писать о важном - интересно!
Анатолий Лемешенок, Председатель Белорусского союза журналистов Главный редактор газеты "Рэспублiка"