Зарегистрируйся Напиши, покритикуй, сфотографируй
Интернет-базар по-белорусски

Интернет-базар по-белорусски

Автор: qqq qqq П

Номинация: Лучшая статья

Совсем недавно минским предприятиям настоятельно рекомендовали обзавестись интернет-магазинами, а также усовершенствовать работу своих сайтов. Мол, используются они не на всю катушку, а для твердых шагов в экспортные дали нужен не менее твердый сетевой фундамент. Вот с этим, как оказалось, вышла загвоздочка. Опираясь на столичную напористость в интернет-торговле, я решил выяснить, зачем нужны сайты гомельским предприятиям.

Не ПРАЙСите. Бесполезно!

Два мужичка на потертой “копейке” подъехали к дому. Один из них уступил мне место спереди, а сам стал рядом с дверью. Видимо, для перестраховки… При тусклом свете я отдал деньги и получил товар. Курьеры оставили визитку и любезно попрощались. Именно таким было мое первое знакомство с интернет-магазином лет пять назад. Не буду утверждать, что с тех пор подходы к работе сильно изменились, но к подобного рода магазинам стал обращаться значительно чаще. Не ради моды, а из-за удобства: товар дешевле, доставляют его бесплатно к самому дому и при случае можно обратиться в абсолютно реальный магазин, который таким образом работает с покупателем.

Нынче качественный и, что немаловажно, функциональный сайт — один из важнейших показателей надежности, открытости предприятия и его отношения к потенциальным клиентам. К сожалению, прошерстив этот сегмент Интернета, довольно часто приходилось замечать существенные недоработки. Касались они как внутренней наполняемости, так и внешней отделки. Основным минусом, вмиг перечеркивающим весь лоск ресурса, было отсутствие на нем ценников на продукцию. Вот, например, интернет-детище обувного предприятия “Труд” порадовало простотой дизайна, а-ля “ничего лишнего” и всеми необходимыми разделами для детального знакомства с продукцией. Присутствовал там и наиболее интересный пункт под названием “Прайс-лист”. Вот только никакого прайса замечено не было. Жаль, ведь красивые фотографии обуви по идее должны быть подкреплены ценой. Иначе какой в них смысл?

То же самое можно сказать и про сайт кондитерской фабрики “Спартак”. Элегантно, стильно, вся продукция разложена по полочкам. Пальчики оближешь! И как раз на самом интересном месте “книга” обрывается: цен на красиво преподнесенную продукцию увидеть, к сожалению, не удастся. А как было бы современно даже не просто лицезреть цифры, а иметь возможность заказать понравившийся товар, не выходя из дома. 

Директор Гомельского регионального агентства экономического развития Виктор Бурый к интернет-магазинам относится скептически: “Наверное, это не для нашего менталитета. Все-таки, когда покупаешь товар, его хочется потрогать”. При этом он предлагает четко определить суть такого магазина: “Для меня это значит зайти в Интернет и не делая больше ничего, совершить покупку. Не проблема, если речь идет о товарах народного потребления, но в отношениях между предприятиями все гораздо сложнее. Возникает масса вопросов: как оформлять накладные, доставлять продукцию. То есть появляется масса бумажной работы, и кто ее будет делать?”

Вопрос “Кто?”, пожалуй, главный после “Зачем?” и “Сколько?”. Создание такого виртуального образования с реальными корнями потребует расширения кадров и определенных материальных затрат. Но выгоду при этом оценить довольно сложно — уж слишком мало примеров перед глазами. Порадовал сайт фабрики “8 Марта”: отличное оформление, плюс ко всему продукцию можно увидеть на реальных людях и таким образом составить свое впечатление о товаре. Приятно удивило наличие интернет-магазина, но его нерабочее состояние опустило с небес на землю.

Пока сайт выполняет сугубо ознакомительную функцию, что, по словам начальника управления маркетинга и сбыта Христины Можной, и задумывалось изначально как информационное лицо предприятия. Она также рассказала, что через это виртуальное лицо на предприятие выходят, как правило, из Российской Федерации: “Многие индивидуальные предприниматели сначала знакомятся с товаром через Интернет, а потом связываются с нами, приезжают на ярмарки”. На вопрос, почему более активный интерес к сайту проявляют россияне, нежели белорусы, Христина Евгеньевна намекнула на проблему компьютеризации в тех же райпо, с которыми приходится работать. С Украины на отточенный дизайн сайта глядят и того реже: на тамошних рынках много дешевого ширпотреба, поэтому и интерес к белорусским трикотажным изделиям несколько меньше.

Сквозь горы шлака

Впрочем, для того чтобы предприятие качественно и продуктивно использовало свою площадку в Интернете, нужно прежде всего знать, на какую целевую аудиторию рассчитан ресурс. Продавая одежду для людей старшего поколения, далеко не все руководители помнят, что большинство пользователей Сети в странах постсоветского пространства — это молодежь. Вряд ли им будут интересны такие предложения, какими бы цветами радуги ни был разукрашен сайт. А к профессионалам своего дела многие директора предприятий также не спешат прислушиваться, считая правильным лишь свою точку зрения. Эта самоуверенность частенько делает новосозданные сайты бессмысленными и недолговечными.

Роман Нестерович, директор компании “Медиа Лайн”,

предоставляющей услуги по разработке и продвижению

сайтов, считает, что сайт без грамотного

продвижения — абсолютно бессмысленный проект:

— На сегодняшний день предприятия больше озабочены тем, как создать сайт, и редко думают, как будут раскручивать его в дальнейшем. Около 90 процентов заказчиков не знают, чего хотят. Говорят: “Надо, чтобы получилось хорошо и качественно”. Людей, реально понимающих цели и задачи будущего ресурса, очень мало. Хотя, конечно, такие клиенты встречаются, и работать с ними гораздо проще.

Они, как правило, и предъявляют более высокие требования по оформлению, дизайну, соблюдению фирменного стиля, информационной составляющей будущего проекта. Но все равно очень часто реклама сайта предприятия заканчивается нанесением его адреса на полиграфическую продукцию. Роман Нестерович рассказал, как должен выглядеть сайт предприятия, ориентирующегося на экспорт, а не только на внутреннего потребителя:

— Во-первых, он должен быть мультиязычным, то есть содержать, по крайней мере, два языка: например, русский и английский. Не обойтись и без обширной контактной информации. Часто ведь сайты компаний не содержат даже простого адреса электронной почты. Также в обязательном порядке нужно создать разделы с краткой информацией о самом предприятии, производимой продукции либо предоставляемых услугах. В том числе на ресурсе должен быть прейскурант, и желательно актуальный. Потому что зачастую прайсы размещаются разработчиками на момент создания сайта и в дальнейшем не обновляются. Заказчики пускают все на самотек, отказываются от дальнейшей технической поддержки со стороны разработчика, поэтому сайт через полгода-год автоматически затухает.

Вот, например, в отделе маркетинга “Гомельобоев” рассказали, что их предприятие благодаря сайту находит около трех фирм в месяц. Обращаются и россияне, и прибалты, и французы. А недавно они таким образом вышли на египтянина, заинтересовавшегося гомельской продукцией. Однако, несмотря на положительный опыт, интернет-магазин открывать не спешат, хоть уже и обдумывали этот вариант. Проблема заключается в юридических, транспортных и других проволочках. Надо всегда держать на складе минимальный ассортимент, а это, по мнению представителей предприятия, “очень затратно и невыгодно”. 

Умные и предприимчивые головы последнее время все чаще занимают ниши на просторах социальной сети “Вконтакте”. Создать собственную группу там не проблема. Этой бесплатной возможностью и пользуются некоторые гомельские магазины. Размещают свои данные, фотографии товаров, аккуратно рассортированные по тематическим альбомам. При надобности “заливают” аудио и видеозаписи, заводят дискуссию в разделе “Обсуждения” — и вот готова собственная площадка, которая при минимальных телодвижениях и нулевых финансовых затратах в предельно короткие сроки послужит магазину хорошей рекламой. Особенно если учесть, что число пользователей “Вконтакте” уже давно перевалило за 50 миллионов, можно представить себе выгоду от подобных PR-начинаний. Одних только гомельчан там зарегистрировано более 100 тысяч. Странно только, что столь доступные способы раскрутки собственного бренда крайне редко используются нашими предприятиями…

Зато владельцам электронных почтовых ящиков зачастую помимо собственной воли приходится наблюдать за рекламной работой российских, европейских компаний, поставляющих на наши компьютеры тонны бесполезного спама. Уже давно осознав все прелести конкурентной борьбы и принципа выживания, они не гнушаются и таким способом пиара. Вот пример свежих рассылок на мой e-mail: “Спецпредложение. Шенгенские мультивизы для уроженцев и жителей Северного Кавказа”, “Нужен диплом? Позвони нам! Телефон в США…” И спрашивается, на кой ляд гомельчанину нужна эта информация? Но, видимо, спрос рождает предложение, даже если оно хаотично и бездумно разбросано. Это вовсе не означает, что нашим предприятиям нужно заниматься рассылкой спама, а говорит, что на “войне” все средства хороши, и завоевать клиента с каждым годом становится все сложнее.

Впрочем, пока рано говорить о подобных интернет-сражениях наших предприятий, и стоит согласиться со словами Виктора Бурого: “Как руководитель может продвигать сайт, если он сам не знает, что это такое?”

Дмитрий Брусиловский, 

начальник отдела интернет-

разработок ООО “Артлекс”:

— Как правило, молодые директора хорошо разбираются в Интернете и знают, чего хотят от своего сайта. А руководители старшего поколения понимают, что этот шаг необходим, но не совсем представляют, как достичь желаемого. Последнее время заказчики все чаще требуют, чтобы их проекты были хорошо представлены в ведущих поисковых системах. Зачастую предприятия хотят усовершенствовать свои ресурсы из-за низкой посещаемости. Что же касается интернет-магазинов, то наши люди пока к ним не привыкли. А для предприятий и компаний есть все предпосылки, чтобы сейчас успеть занять нишу на этом поле. Однако, конечно, окупить интернет-магазин на периферии — дело не из легких.

Оригинал статьи

Чтобы проголосовать за автора,
пожалуйста, авторизуйтесь
Просмотров: 2557
Ваши мнения о материалах будут просматриваться жюри перед выбором пятерки лучших работ.
Алла Письменная написал(а) 05.01.2010 14:31 Ответить

Хорошая работа. Многосторонне изучили проблему. Но если уж начаили выкладывать мнения. То показали бы мнения и парочки покупателей, кто "за" интернет-покупки, а кто "против", и почему. Это все для людей делается, так почему же их мнения не озвучили?

Ваш личный опыт покупки через интернет немного пугает.Smile

qqq qqq П написал(а) 05.01.2010 15:51 Ответить
Вполне типичный опыт для интернет-торговли самого начала 21 века;) А в материале хотел показать проблему со стороны предприятий, а не потребителей. Мнения последних пока не имеют определенного вектора, а рассуждать в формате, типа "Меня зовут Юля, люблю ходить в интернет и покупать там колготки" довольно скучно и бессмысленно))
     
     
     

Пользователи yousmi.by заходят под своими логинами

Регистрация


Получи Юджика. Знай что ты лучший

Форум

Вопросы об участии.

Сообщений: 1460 Последнее: 15.09.2019 15:24
Просмотров: 58472

Частые ошибки при подаче работ

Сообщений: 1495 Последнее: 14.09.2019 04:58
Просмотров: 92858


- Интерактивное голосование за лучшего автора:

2. Никита Лаут П
(71 голосов)
4. Николай Гернет
(32 голосов)
6. Вячеслав Сикора П
(23 голосов)

1. Vitaly Bogdanovich
(72 голосов)
3. Viktor Bogat
(61 голосов)
5. Lena Babina
(25 голосов)
7. Михаил Некрасов
(19 голосов)
Все авторы

Премия в области веб-журналистики - одна из попыток поощрить тех, кто наполняет Байнет уникальным и качественным контентом. Думаю, что этот конкурс будет способствовать стабильному и устойчивому развитию Интернет-СМИ Беларуси
Александр Градюшко, куратор специальности "Журналистика (веб-журналистика)" Института журналистики БГУ, кандидат филологических наук, доцент

Газета «Компьютерные вести» с удовольствием поддерживает проведение мероприятий, подобных анонсированной первой международной премии в области веб-журналистики. Определение лучших в каждой из номинаций будет способствовать здоровой конкуренции в этой сфере и росту профессионализма среди web-журналистов, что пойдет на пользу не только интернет-СМИ, но и, в целом, интернет-сообществу.
Желаем организаторам успешного старта и объективности при выборе лучших.
Лариса Минтель, редактор отдела информации газеты <Компьютерные вести>

"Мы считаем, что в белорусском Интернете не так много журналистов, пишущих на темы бизнеса и экономики. Надеемся, что конкурс откроет новые яркие имена. Верим, что конкурсанты проявят себя настоящими асами, которые в дальнейшем будут поднимать экономические проблемы, освещать различные точки зрения на вопросы делового климата и всей своей работой способствовать развитию бизнеса в Беларуси".
Руководитель Белорусского делового портала BEL.BIZ Татьяна Маринич